Как правильно выбрать аккумулятор
Выбор аккумуляторов вызывает непрерывные споры в курилке любого офиса. «Ну, что там у нас? Да вроде все в порядке, только вот аккумулятор старенький. Плотности нет, заряд не держит, в общем, пора менять... А вот у деда моего, на «Победе», чуть ли не танковый стоял, он на нем ездил и горя не знал... А на «Дэу», прикинь, аккумулятор — 35 ампер-часов, и как он с ним зимой-то ездит?» Прежде всего, разберемся с названием. Называть этот прибор надо так: аккумуляторная батарея (АКБ).
ВЫБОР
Вот несколько параметров, по которым выбирают АКБ:
1) Электрическая (номинальная и резервная) емкость, Ач;
2) Величина пускового тока (тока стартерного разряда, в режиме пуска двигателя), А;
3) Размеры корпуса АКБ;
4) Масса АКБ;
5) Полярность (прямая и обратная).
Номинальная электрическая емкость — это емкость 20-часового разряда АКБ, которую и указывают на этикетке. Например, для АКБ емкостью 60 Ач ток разряда составляет 3А, а для АКБ емкостью 90 Ач — 4,5 А. Резервная емкость приблизительно соответствует времени движения автомобиля при выходе из строя генератора. Для АКБ номинальной емкостью 55 Ач резервная емкость составит 85—90 мин., т. е. при выходе из строя генератора вы сможете двигаться еще примерно 1,5 ч за счет энергии аккумулятора.
Оптимальные мощность и емкость АКБ определены производителем вашего автомобиля и занесены в технический паспорт, поэтому при определении этих двух параметров рекомендуем пользоваться именно этим документом.
Покупая импортную АКБ, учтите, что разрядный ток по классификации SAE и EN соотносится с DIN и ТУ (Россия) следующим образом: 1 en = 1,7 din. Если на конкретной АКБ указан ток по одному из стандартов, то через этот коэффициент легко определить значение тока разряда по другому.
При выборе АКБ пусковой ток должен быть не меньше, чем на заменяемом аккумуляторе. Не берите АКБ с меньшей номинальной емкостью. При некоторых режимах работы (холостой ход) и малых дневных пробегах АКБ ночью «помогает» генератору питать включенные электропотребители. При малой собственной емкости глубина разряда дойдет до 40–50%, и вы с трудом (особенно зимой) наутро запустите двигатель. Для вашей АКБ повторяющиеся глубокие разряды — прямой путь «в могилу».
Не стоит верить рассказам о том, что кто-то там «замечательно ездил» с тракторным аккумулятором. При использовании АКБ повышенной емкости происходит систематическое недозаряжение, что существенно сокращает срок службы аккумулятора. Кроме того, повышается нагрузка на генератор. Выбор АКБ по габаритным размерам и полярности определяется площадкой под АКБ и длиной проводов вашего автомобиля. Не всегда хватает длины проводов для установки АКБ с реверсной (обратной) полярностью на место АКБ с прямой полярностью, и это тоже необходимо учитывать.
МАРКИРОВКА
Маркировка российских АКБ выполняется по схеме «6 СТ–60 А1».
6 — Количество последовательно соединенных аккумуляторов в батарее и ее номинальное напряжение (в данном случае — 12 В)
СТ — Назначение батареи по функциональному признаку (СТ — стартерная).
60 — Номинальная емкость батареи в ампер-часах (Ач)
А1 — буквы или цифры, несущие дополнительную информацию об исполнении батареи и материалах, применяемых при изготовлении, например: «А» — с общей крышкой, «З» — залитая и полностью заряженная (если этой буквы нет, то батарея сухозаряженная), слово «необслуживаемая» — для батарей, соответствующих требованиям ГОСТ по расходу воды, «Э» — корпус — моноблок из эбонита, «Т» — моноблок из термопласта, «М» — сепаратор типа мипласт из поливинилхлорида, «П» — сепаратор-конверт из полиэтилена.
АККУМУЛЯТОРЫ БЫВАЮТ...
...Необслуживаемые и обслуживаемые.
Необслуживаемые
Для большинства из нас необслуживаемая АКБ — оптимальный выбор. Опасения, что необслуживаемые аккумуляторы требуют более точной работы системы энергоснабжения и более внимательного отношения к работе электрооборудования — несостоятельны. Главное, при каждом ТО проверять натяжение ремня привода генератора, исправность самого генератора и регулятора напряжения, а также наличие утечек тока в системе электрооборудования и сигнализации.
Обслуживаемые
При современном ритме жизни с хронической нехваткой времени рекомендовать обслуживаемые АКБ можно только людям с ярко выраженной фанатичной жилкой по части техники. Такие аккумуляторы делятся на залитые и сухие. Залитые АКБ при покупке имеют массу преимуществ. Самое главное — простота: поставил, подсоединил и поехал.
Второе, не менее важное преимущество, заключается в том, что залитую и заряженную батарею можно (и нужно) проверить сразу, тогда как сухозаряженную можно будет проверить только после приведения в рабочее состояние, согласно прилагаемой инструкции. Не упускайте из внимания и тот факт, что производитель АКБ использует при заливке и зарядке электролит высшего качества, в то время как происхождение продаваемого электролита неизвестно, а его качество весьма сомнительно.
Единственное преимущество сухозаряженных АКБ — возможность длительного хранения (3–5 лет) без изменения основных свойств. Но учтите, сухозаряженность пропадает после года хранения. Сухозаряженная АКБ требует при подготовке к эксплуатации заливки электролита и пропитки (от 0,3 до 1 ч), с последующим зарядом до выравнивания плотности электролита по всем банкам (3—4 ч).
Проверяя только что купленную АКБ помните: плотность электролита должна быть не ниже 1,25 г/куб. см (в большинстве инструкций указана плотность 1,28 г/куб. см), а ее НРЦ (напряжение разомкнутой цепи) — не ниже 12,5 В (12,6—12,7 В) при положительной температуре. Напряжение при разряде на нагрузочную вилку не должно меняться в течение 10 с. Замеренные показатели АКБ должны быть занесены в гарантийный талон продавцом при его заполнении. Незаполненный талон не дает права на предъявление претензий по гарантийным обязательствам.
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
При каждом ТО проследите, чтобы:
1) Проверили натяжение приводного ремня генератора.
2) Проверили состояние самого генератора: выдаваемый ток, состояние щеточного узла.
3) Проконтролировали отсутствие «утечки» тока от АКБ на потребители электроэнергии.
4) Замерили плотность электролита, а на необслуживаемой АКБ — напряжение на полюсных клеммах батареи через 8—10 ч после остановки двигателя. Если напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) будет менее 12,6 В, то АКБ целесообразно подзарядить.
5) Почистили клеммы.
Кое-что можете сделать и вы:
1) Не допускайте длительной работы включенных электропотребителей при неработающем двигателе.
2) Подсоедините дополнительно «массу» к двигателю напрямую для уменьшения потери напряжения при холодном пуске.
Выполняйте эти несложные рекомендации, и вам не придется зимой «куковать» с «посаженым» аккумулятором и «незапускаемым» двигателем.
КОГДА МЕНЯТЬ АККУМУЛЯТОР?
Вопрос достаточно сложный, но при аккуратном обслуживании и годовом пробеге в 15–20 тыс. км срок службы АКБ колеблется от 2 до 4 лет. В любом случае при падении плотности электролита ниже 1,19 г/куб. см и ее невосстановлении, а также если АКБ не держит заряд в течение 10–12 ч, то аккумулятор лучше заменить.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Боюсь, что утомил вас обилием технической информации. Поэтому напоследок позволю себе маленькую вольность — расскажу, как сам выбираю аккумулятор.
Все просто: необходимые параметры АКБ изложены в инструкции по эксплуатации. Аккумулятор служит 2–4 года, и я слишком ценю свое время, чтобы тратить его на обслуживание АКБ. Поэтому я пойду в известный, проверенный автосалон и куплю там необслуживаемый аккумулятор, подтяну ремень привода генератора и забуду о существовании АКБ минимум на два года. Единственное, что надо изредка делать — проверять и очищать клеммы.
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 13 (495) от 30 марта 2004 года
Комические ошибки рекламодателей: дезодорант с запахом навоза, автомобили, которые не ездят...