Газы-убийцы
Общество активно борется с таким экологическим злом, как сверхнормативное выделение отработанных газов автомобилей. Тысячи инспекторов ГАИ вместе с инспекторами-экологами проверяют состояние автомобилей при техосмотре и в движении, регистрируя каждый случай. Но почему-то умалчиваются факты гибели многих людей от газов, выделяемых вполне исправными двигателями автомобилей.
Никогда не прогревайте автомобиль в гараже
РеЧь идет о смертельных отравлениях ими в гаражах, особенно в осенне-зимний сезон, когда очень холодно, дуют ветры, и хозяева стараются прогревать двигатели при полуприкрытых или закрытых полностью дверях гаражей.
Впервые мне пришлось узнать о смерти в гараже лет тридцать назад, когда ее жертвами стали двое моих знакомых, муж и жена, собиравшиеся ехать на свадьбу. Зимнее утро выдалось ветреным и холодным, поэтому двери гаража решили полностью не открывать. Супруги сели в машину, даже не подозревая об опасности, и муж завел двигатель «Жигулей».
Спустя полчаса его мать, обеспокоенная мощным ревом двигателя и тем, что машина долгое время не выезжает из гаража, пошла узнать, в чем дело. Прикрытые двери образовывали проем, через который мог пройти человек, и из этого проема клубами валил дым, а рев двигателя становился все мощнее. Перепуганная женщина позвала соседа-водителя. Тот распахнул двери гаража и ринулся внутрь. Открыв дверцу машины, увидел, что стрелка тахометра перевалила за отметку 3,5 тысячи оборотов, сразу же убрал «подсос» и повернул ключ зажигания. К сожалению, супруги были уже мертвы.
А ведь водитель (к тому же он был медиком) знал, что закрывать двери гаража нельзя. Вот здесь и крылась его ошибка. Он считал, что нельзя закрывать их ПОЛНОСТЬЮ, оставил узкий проход в надежде на то, что этого достаточно для выхода газов, тем более что машина всегда въезжала в гараж «передком», и выхлопная труба находилась у двери. Но он не учел ветер, дувший в сторону гаража. В спешке, видимо, он забыл, что угарный газ (СО) не имеет ни запаха, ни цвета и что содержание его в составе выхлопных газов находится в пределах 7%, а главное то, что концентрация СО в воздухе всего в 1% уже является смертельной.
Имея ПАРАЛИТИЧЕСКОЕ действие, он лишает человека способности двигаться. По рассказам тех, кого удалось спасти, в их помутившемся сознании очевидной становилась фатальность положения, но сделать что-либо люди не могли, т.к. работала только мысль при парализованных двигательных органах. Угарный газ образует при дыхании человека стойкое соединение с гемоглобином крови, препятствующее поступлению кислорода к клеткам головного мозга и даже при малых дозах (менее 1 %) он имеет тенденцию накапливаться в крови, и водитель до критического момента не замечает признаков отравления.
В журнале «За рулем» был описан случай, когда двое молодых людей в закрытом гараже отравились, при включенной печке отопителя, не только от угарного, но и от поступающего за счет сгорания кислорода, углекислого газа (СО2).
Подобные случаи происходят, как правило, в гаражах, не оснащенных вентиляционными и вытяжными устройствами, когда газам деваться некуда, и они, накапливаясь, делают свое страшное дело.
Травятся не только в гаражах
Из известных мне случаев отравления выхлопными газами невозможно определить даже примерные размеры этого бедствия, т.к. их статистика не ведется. Да и публикаций на эту тему припомню очень мало. А жаль. Каждый водитель, особенно из неопытных, должен знать угрозу, таящуюся в прогревании двигателей в закрытых гаражах. И не только в закрытых.
Четверо друзей морозным днем выехали на «Ниве» на охоту. Хозяин автомобиля знал, что коллектор выхлопной трубы немного «сечет», но до устранения неисправности не доходили руки. Приехав на место, выбрали в ложбинке малозаснеженную площадку, окруженную кустами, остановили там машину и решили «перекусить». Двигатель и печку не выключали. Часа через два их обнаружили мертвыми. Экспертиза установила отравление угарным газом, поступившим из неисправного коллектора через отверстие в стенке, разделяющей салон автомобиля и моторный отсек. Это отверстие было сделано специально для протягивания летом резинового шланга от баллона с газом, который крепился за задними сиденьями. Зимой отверстие было свободно и ничем не закрывалось. Кроме того, «ложбинка», окруженная кустами, в тихую морозную погоду сыграла роль своеобразного газонакопителя, который мог проникнуть в салон через малейшую щель.
Техника безопасности
Из всего сказанного напрашивается несколько выводов. Первое. Гаражи должны быть хорошо вентилируемыми. Один мой знакомый просверлил по всей ширине дверей небольшого диаметра отверстия на уровне половины расстояния от пола гаража до рамы автомобиля. С противоположной стороны прямо в стене гаража были сделаны отверстия большего диаметра на уровне чуть выше первых. Эта своеобразная вентиляция действовала практически безотказно, но и она не позволяла прогревать двигатель в закрытом гараже. Тогда был установлен дополнительный элемент – вытяжной вентилятор.
Второе. Случаи отравления газами в гаражах – лишний довод в пользу прогревания двигателей автомобилей в движении.
И третье, самое главное.
Необходимо строго следить за состоянием систем автомобиля, участвующих в работе двигателя, особенно системы выпуска отработанных газов. Не только прогоревшая прокладка коллектора выхлопной трубы, но и малейшая дырочка в резонаторе, плохо подогнанные составные части выхлопной трубы могут способствовать выделению газов СО и СН, которые через щель в неплотно закрытой дверце в приоткрытом слегка косяке и т.д. могут добраться до своей жертвы. Сейчас зима. В неотапливаемых гаражах холодно, неуютно. Поэтому водители многое стараются делать при работающем двигателе машины, даже уборку помещения. Не советую этого делать без необходимой вентиляции. Помните, что угарный газ в малых дозах может накапливаться в крови постепенно, пока не дойдет до предельной точки...
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 05 (591) от 31 января 2006 года
Любовный треугольник: за убийство соперника милиционеру дали 12 лет